история - Метальная лавка - Тагильские подносы

Перейти к контенту

Главное меню:

о нас
Более 270 лет назад в середине XVIII столетия на Нижнетагильских заводах, принадлежащих  А.Н.Демидову, возник промысел тагильской росписи по металлу.

   Первое упоминание о «расписных» предметах, железных и медных подносах-коробах, относится к 1746г. в описаниях имущества Онежского крестового монастыря.
   В 70-х годах XVIII века искусство росписи достигает большой известности, но обучение было индивидуально в семейных мастерских.

В 1806-1820г.г. на средства владельца заводов Н.Н.Демидова возникла при Нижнетагильском заводе живописная школа, где преподавал выпускник Императорской Академии художеств В.И.Албычев.

  Именно он со своими сподвижниками ввели академическую систему обучения. Живопись этого периода считают точкой расцвета "лакерного" искусства Урала.

   В 20-х годах XX века в городе работала металлообрабатывающая артель "Металлист", где доминирующей росписью на подносах стала цветочная роспись под "Жостово" (Подмосковье).

   Начало возрождения традиционной "крестьянской" тагильской росписи приходится на начало 70-х годов XX века.

   Художники подносного цеха вместе с сотрудниками Московского института НИИХП /художественных промыслов/ изучали коллекции крупнейших музеев страны, просматривали работы мастеров прошлого столетия и постепенно восстановили тагильскую лаковую роспись, хранителем которой стала А.В. Афанасьева (в 1978году она  награждена бронзовой медалью ВДНХ).

    Особенность маховой кистевой росписи тагильских подносов в том, что подмалевок на цветок выполняется пальцем, первые мазки на подмалевок наносятся кистью с одновременным набором двух красок.

    Сказочный цветок, решаемый в декоративно-плоскостной манере, прием двухцветного мазка - "растяжки", легкая компоновка букета, веночка, изысканные элементы мелкой зелени - все это позволяет достичь звучности колорита и энергичности в манере росписи.

    При производстве художественного изделия используется заготовка из стали тонколистовой, толщиной 0,5-0,7мм. Изделия выполняются на высоком профессиональном уровне с применением творческого ручного труда(98%).

В семидесятых годах 18 века искусство росписи достигает большой известности, а в поселках занимается изготовлением расписных изделий"17 кузнец,
12 лакированных фабрик,
8 столярных,
в которых производится дело и оковка сундуков.....",кроме того был еще
141 ремесленник,
работающий на домах, в жилых избах, в том числе, сундучников, работающих на дому, было

38лакировщиков и посудокрасильщиков-7,при деле подносов и прочей металлической посуды и слесарных вещей-73"(ГАСО.ф.102.д65.л.519(ов).

В 1976 году была выпущена первая группа художников в СПТУ № 49,овладевших восстановлениями тагильской лаковой росписи.

В 1978 году Афанасьева А.В. была награждена бронзовой медалью ВДНХ за подносы, представленные на  Всероссийскую выставку изделий декоративно-прикладного искусства.(ВДНХ).

В 1980 году в цехе подносов организовали творческую, а в 1981 году экспериментально-творческую лабораторию.      Основными задачами которых стал поиск и возрождение приемов традиционной"крестьянской" тагильской росписи.

В основу современной лаковой росписи по металлу были положены характерные особенности, присущие народному искусству Урала.

Творческий коллектив промысла наследует"крестьянскую" художественную традицию тагильского промысла, хранителем которой являлась Агриппина Васильевна Афанасьева, передавшая систему художественных приемов художника.

Во-первых, сказочный цветок, решаемый в декоративно- плоскостной манере.

Во- вторых- прием двухцветного мазка"растяжки".

Особая техника мазка, сказочные цветы, легкая компоновка букета, веночка, центровой композиции, динамичная привязка"букета" к фону, изысканные элементы мелкой зелени-все это позволяет достичь звучности в манере росписи.

Книга  Тагильская роза о том, как становилась лаковая живопись на Урале и, в частности, в Нижнем Тагиле.

Здесь работали мастера: Я.К.Мартюшев,А.К.Волченкова,Н.И.Сиханова,Ф.А.Колпакова,А.Л.Двойникова,А.В.Коровина,начинавшие заниматься росписью подносов в начале двадцатого столетия.

Но многие  секреты мастерства, композиционные приемы были утрачены.

В 1930-1931г.г. по договору в артели"Металлист" работал инструктором художник жостовской артели"Металлоподнос"-Бурбышев.

С 1931 по 1975 год доминирующей росписью на подносах в Н.Тагиле стала цветочная роспись "под Жостово".





коллектив Метальной лавки
администрация
за работой
роспись подносов в цехе
красный уголок
мастера за работой
в чайной
С этой жостовской росписью выпускались изделия завода"Эмальпосуда",образованного в 1956 году на базе артели"Металлист".
Художники подносного цеха вместе с сотрудниками института заново переосмыслили работы старых мастеров прошлого столетия, изучили коллекции крупнейших музеев страны. Упорно овладевали приемами письма у своих наставников И.А.Арефьевой, А.В.Афанасьевой.

К  концу 18 века сложились основы сюжетной и цветочной росписей у нижнетагильских живописцев, удачно сочетающихся и с разнообразной формой изделий: круглых, прямоугольных, овальных, многогранных, обрамленных красочными бортами, свободное расположение букетов, повышенная  декоративность, многослойное лаковое письмо с использованием золотых орнаментов, характерными признаками тагильского подноса.

    Изображения, как правило, располагались в центре поля подноса, иногда плоскость делилась на сектора, украшенные букетами и изящными веточками, дополненными разнообразными "оживочками".

    Край изделий декорировался легкой полоской орнамента, превосходно сочетающегося с роскошной лентой трафаретного золотого растительного узора, являющегося связующим звеном между живописью в центре подноса, его краем и всей формой изделия. Мастерство тагильских живописцев было"созвучно стилю высокого классицизма".

     Большое влияние на развитие росписи по металлу оказала иконопись местных старообрядцев, о чем свидетельствуют дошедшие до настоящего времени изделия.

    В росписи подносов-картин применяли технику трехслойной живописи по красновато-коричневому грунту. Темами изображений являлись исторические  сюжеты, аллегории, романтические ландшафты.

    Живописные цветочные и орнаментальные подносы трактовались и как рамка, благодаря чему достигалась художественная целостность изделий.
Качеству тагильских изделий способствовал прозрачный"хрустальный"лак, обладающий завидной  прозрачностью и блеском. Его изобретение приписывают семье местных живописцев Худояровых.

Для развития "лакового" промысла необходимо было заниматься подготовкой кадров. В 18 веке обучение росписи производилось индивидуально, в семейных мастерских.

В 1806-1820 г.г. на средства владельцев заводов Н.Н.  Демидова существовала при Нижнетагильском заводе живописная школа, в которой на высоком  профессиональном уровне готовили художников из крепостных мальчиков. В школе  преподавал выпускник Императорской Академии художеств -Албычев В.И.

Именно он и его лучшие ученики, затем преподаватели живописной школы и Выйского заводского училища, в основу подготовки художников Нижнего Тагила, ввели академическую систему обучения.

В сохранившихся живописных работах ощущается стремление познать законы пластики, композиции, цвета. Авторы умело воссоздают трехмерное пространство, пластический объем, моделировку светотени, добиваются четкости рисунка и проработки отдельных деталей.

Живописная школа оказала значительное влияние на развитие промысла, об этом писали как ее современники(Свиньин П.П., Спасский Г.),так и последующие исследователи жизни и деятельности Демидовых(Рябов, Головщиков и др.).

След, оставленный живописной школой в приемах росписи по металлу в первой четверти 19 века, долго прослеживался в традициях Тагильского промысла.

Живопись этого периода считают точкой расцвета"лакового"искусства Урала.
В 19 веке среди многочисленных кустарных производств Н.Тагила подносный промысел стоял на втором месте по числу занятых на нем людей.

Изделия этого периода- расписные шкатулки, подносы, столы, сухарницы- украшались декоративной росписью и живописью. Сохранилась  большая коллекция гравюр 1780-1830 г.г., по которым работали живописцы.

Станковую живопись по металлу этого периода можно разделить на два вида: реалистическую и народный примитив, схожий с лубком. Примитивные крестьянские росписи наносились на дешевые изделия, расходившиеся  среди средних и низших слоев населения.

В связи с тем, что роспись  была по своему  выразительной и жанровой, они пользовались огромным спросом.

Во второй половине 18 века интерес к"вотчинным художествам" у Демидовых пропал, следствие этого уменьшилось количество художников, обладающих профессиональной  подготовкой для исполнения сложных изделий и росписей.

В этот период доминирующими росписями на металлических изделиях становятся растительные, декоративные и лубочные мотивы. Рыночная конкуренция увеличила количество продукции с простейшими приемами письма.

Это и было одной из причин утраты сюжетной росписи и перехода к цветочной народной "маховой" росписи, яркой и выразительной, используемой широко в отделке подносов, шкатулок, сундуков и т.д.

Происходит упрощение  композиции- основу цветочной росписи составляет небольшой яркий букет(со стеблем и без него) на цветном поле подноса. Декорирование  металлических изделий приближается  по характеру к росписи деревянных и берестовых изделий.

На рубеже 19-20 века особую известность приобрели подносные изделия Голованова, Передолова, Кайгородова, Хрещева  и других. В 1915 году насчитывается 26 кустарных подносных заведений . Изделия "тагильских кустарей"имеют покупателей с весьма отдаленных рынков из внутренних губерний России, доходя до среднеазиатских владений и Персии".

После гражданской войны возрождение подносного промысла в Н. Тагиле происходило в трудных условиях.
Возникшие в 20-х годах 20 века артели"Смычка","Искра","Сигнал","Красная заря","Пролетарий" начали осваивать металлические подносы. В 1931 году в артель "Пролетарий" вошли металлообрабатывающие артели"Красная заря" и "Смычка" и это объединение назвали артель"Металлист".
Начало возрождения традиционной"крестьянской"тагильской росписи приходится на начало 70-х годов 20 века. Под руководством сотрудника НИИХП А.В.Бабаевой, Б.И.Коромыслова, В.А.Барадулина началась планомерная работа по изучению и восстановлению в производстве изделий с тагильской росписью.





 
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню